Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Матвеево-Курганская средняя общеобразовательная школа № 3 

имени Героя Советского Союза Александра Матвеевича Ерошина

Включить версию для слабовидящих

Из  опыта  работы  учителя  биологии  Шищенко  Галины  Васильевны

ГлавнаяНовостиИстория школыКоллективДокументыКПМОЕГЭ-2012ГИАУчащимсяРодителямМетодическая копилкаКонкурсыКонференцияБиблиотекаРеспублика "Эколог"Клуб "Патриот"Газета

 

 

 

Я, Шищенко Галина Васильевна, 14 лет работаю учителем биологии в Матвеево-Курганской средней общеобразовательной школе № 3. Мой профессиональный выбор, оправдан  большой любовью к предмету биология, и желанием передать эту любовь учащимся. Я никогда не сомневалась в выборе своей профессии. Имею первую квалификационную категорию (аттестована в 2007 году: приказ № 29 от 21.02.2007). Согласно основных положений проекта «Наша новая школа», приоритетной задачей образования становится развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, поэтому результатом деятельности учителя должна стать не только система знаний, а набор  ключевых компетенций, позволяющих эти знания добывать, овладевать умениями, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, а также использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

В настоящее время работаю над методической проблемой: «Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе».

Цели своей профессиональной деятельности вижу в следующем:
1)  формирование на базе усвоенных знаний и умений научного мировоззрения;
2)  формирование экологической грамотности учащихся, установление гармонических отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
3)  создание среды для развития творческой личности ребенка, через интегрирование учебной деятельности в процессе формирования экологической компетенции учащихся;
4)  гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни.
    Российское общество переживает сложную эпоху преобразований. Эти преобразования, в первую очередь социально – экономической жизни естественным образом отражаются в сфере образования. Изменения в сфере общественных отношений активно воздействуют на образование, требуя от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа. Современный этап развития образования характеризуется научно-техническим прогрессом, стремительным ростом учебной информации. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают дети. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность для целенаправленного развития их личности. Формирование познавательного интереса учащихся имеет принципиальное значение для осознанного усвоения курса биологии.

Результаты школьного  мониторинга, отображающие состояние образовательного процесса по биологии, представлены в аналитических справках школы (от 25.01.2008.25.06.2008,23.01.2009, 27.06.2009):

    Важным этапом в работе учителя является подготовка к итоговой аттестации  выпускников. С введением регионального экзамена по биологии в форме ЕГЭ возникла необходимость специальной подготовки учащихся к этой форме. Она проводится как в урочное, так и во внеурочное время. От ученика требуется достаточно высокий уровень знания предмета, психологический настрой. Самооценивание является важнейшим направлением в подготовке учащихся к ЕГЭ. Без этих знаний и навыков ученик не сможет оценить правильность своего выбора  в тестовом наборе, выполнить задания, требующие полного ответа.

Моя деятельность отмечена грамотой Матвеево – Курганского отдела образования  в 2006 году и благодарственным письмом министерства общего и профессионального образования Ростовской области в 2009 году.

 Внеурочная  деятельность  по  предмету  -  необходимый  компонент  образовательной  деятельности. Внеклассная работа по биологии привлекательна как средство реализации всех педагогических идей, которые невозможно воплотить на уроках из-за плотного графика подачи программного материала, недостатка времени,  необходимого для  проведения мероприятий  для нескольких классов.  Во внеклассной работе то, что для урока является препятствием, - преимущество. 

Работая над проблемой «Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе», я стараюсь научить своих учеников не только добывать знания, но и применять их в незнакомых, нестандартных ситуациях. Это возможно только при хорошей организации внеклассной и внешкольной работы.

Наша школа – это не только учебное заведение, но и центр детского досуга, культурный, спортивный и воспитательный центр. В школе действует детская общественная организация «Республика Эколог», зарегистрированная 14 апреля 1994 года Областным Советом Содружества детских объединений Дона.

Целью работы нашего объединения является формирование экологической нравственности как составной части мировоззрения человека XXI века и привлечения общественного внимания к проблемам детского экологического движения. Работу по разным направлениям организуют и контролируют штабы: «Порядок», «Забота», «Зеленый патруль», «Эколог», «Досуг», «Голос школы».

Я являюсь руководителем клуба «Юный эколог». Члены клуба в количестве 25 человек организуют под моим руководством работу по изучению и исследованию экологических проблем и поиску их решения. Силами членов клуба проводятся экологические мероприятия, охватывающие всех учащихся школы.

Используются разные формы работы:

- групповые (по классам) – встречи со специалистами, инспекторами, конференции, экскурсии на природу;

- массовые – День экологических знаний, экологические митинги, экологический месячник, День птиц, декада озеленения – участвуют группы классов (начальная школа, средние классы, старшие классы);

- игровые – экологические игры «Что? Где? Когда?», экологические викторины (темы: «Охраняемые растения области», «Заповедные территории» - для средней группы классов), ролевые игры (научная конференция, экологический суд, пресс-конференция) – для старшеклассников.

Формирование экологической культуры у детей осуществляется в тесной связи учебной деятельности и внешкольной работы. Как бы ни были обширны знания, почерпнутые из книг, они не могут заменить собственных наблюдений, самостоятельного творчества.

Внеурочная деятельность – это практикумы на мониторинговых полигонах, экологические экспедиции. Я ориентирую своих участников на экологические проблемы нашей местности. В школе имеется необходимая материально-техническая база (научно-исследовательская лаборатория, виртуальная лаборатория), используя которую, на занятиях в кружке, ребята проводят анализ дождевой и талой воды в разных биотопах – определяют водородный показатель, общую жесткость, содержание фосфатов, нитратов, сульфатов. Выясняют влияние этих компонентов на жизнь экологических систем.

Вот уже несколько лет подряд в летний период мы с ребятами оправляемся в экологические экспедиции. Участники экспедиции организуют группы по интересам. Это позволяет эффективно использовать время и активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна группа занимается исследованием ландшафта и механическими свойствами почвы, другая гидрологическими исследованиями, третья изучает флору и готовит гербарий типичных растений, четвертая исследует фауну. Экспедиции всегда предшествует длительная подготовка, изучение теоретических основ исследований, работа с виртуальной лабораторией, закрепление правил поведения в природе. Выполняя практические задания, учащиеся овладевают системой навыков и умений не только первичного сбора материала, но и отработки полученных данных, учатся делать анализы, обобщения, выводы. Все собранные материалы обрабатываются во время кружковых занятий. По собранным материалам школьники пишут проекты, доклады.

Силами членов кружка «Эколог» создана и работает экологическая тропа. Маршрут, которой пролегает по территории школьного двора. На протяжении всего маршрута выделяются следующие станции: «Историческая», «Экологическая», «Степная», «Лесная», «Зоологическая», «Спортивная», «Технологическая». В роли экскурсоводов выступают сами учащиеся, которые проводят экскурсии для школьников младших классов. Для них разработаны правила поведения на экологической тропе.

Ежегодно члены клуба «Юный эколог», являясь победителями районных конкурсов, принимают участие в областных экологических слетах, проводимых областным экологическим центром.

В 2005 году команда экологов нашего клуба заняла I место в областном смотре-конкурсе экологических знаний. В 2007 году наша команда заняла в этом конкурсе III место. Экологический центр награждает наших учащихся дипломами и памятными подарками.

В мае 2008 года мои воспитанники стали участниками областной экологической акции «Экология. Творчество. Личность».

В августе 2008 года мои ученики достойно представили наш район в областном слете экологов, организованном отделом охраны природы и природных ресурсов, проводимом отделом Администрации Ростовской области в г. Каменск - Шахтинске, где представили свой творческий отчет об экологической деятельности.

В июне 2009 года команда нашей школы заняла 2 место в областном смотре – конкурсе экологических знаний.

 Участники команды Рудая Татьяна (9 «В» класс ), Менглиева Инна (9«А» класс), Новикова Ирина (9 «А» класс), Еворенко Елена (9 «А» класс), стали призерами и победителями в разных номинациях конкурса. Они награждены дипломами и подарками.

Каждое лето активисты клуба «Юный эколог» направляются в летние экологические лагеря при областном экологическом центре. В 2008 году учащиеся 10 «А» класса Погорелая Анастасия за активную работу в экологическом лагере была отмечена дипломами I и III степени.

В рамках организации коллективной,  творческой и проектной деятельности в урочное и внеурочной время выросло количество творческих проектов, которые имели выход на реализацию в рамках школы, района и области.

Под моим руководством учащиеся разных возрастных групп выполняют творческие работы-проекты: «Проблема питьевой воды в поселке», «Экология родного поселка», «Экология ближайшего окружения (территория школы)», «Проблемы малых водоемов (на примере Новониколаевского пруда)».

 

Мы проводи экологические субботники на территории школы, микрорайона, спортплощадки, разбиваем клумбы, высаживаем рассаду цветов, выращенную в школьной теплице. Организуем десанты по благоустройству родников, питающих реку Миус. В ходе этой акции среди жителей этого микрорайона проводится предупредительная работа о недопустимости организации стихийных свалок по склону берега реки.

       Реализацию направления «Я – гражданин России» осуществляю через внеклассные мероприятия.

В нашей школьной детской общественной организации действует клуб «Патриот». Мои ребята являются активными членами этого клуба. Они принимают участие в реализации программы «Милосердие» - оказывают помощь и внимание ветеранам войны и труда. Трое юношей, являясь членами группы «Поиск», участвовали в раскопках и перезахоронении останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Мои ребята участвовали в создании и разработке «Поля скорби» в районе Волковой горы, где в годы войны проходил «Миус-фронт». Совместно с ребятами-экологами на этом поле были высажены тюльпаны.  Совместно с ветеранами ребята высадили саженцы берез на территории школы, заложив аллею славы.

Наша общественная организация «Республика Эколог» сотрудничает с различными общественными организациями.

Базисный учебный план школы наполняется учебными предметами, программы для которых представляются в форме основного содержания областей знаний и требований к уровню обязательной подготовке учащихся. Поэтому, составляя рабочие программы по биологии, я учитываю структуру изучаемого предмета в форме государственных образовательных стандартов. Специфика биологического образования предполагает концентрический принцип ее построения – когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне. В рабочей программе определяется перечень учебных тем по стержневым линиям курса с расширенным государственным образовательным стандартом и возможностью углубления. Содержание, заложенное в углубленном изучении мой или иной темы, обеспечивает индивидуально образовательную траекторию обучаемых, что дает возможность организовывать учебный процесс на основе дифференцированного подхода с учетом потенциальных возможностей каждого ученика.

Такие средства составления рабочей программы по предметам отвечают приоритетным направлениям биологического образования – формирование на базе усвоенных знаний и умений научного мировоззрения, гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни, формирование экологической грамотности учащихся, понимающих значение связей в природе для сохранения ее целостности, видового разнообразия, установления гармонических отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле, с обществом, самим собой.

 Решая главную задачу – формирование экологической культуры школьников на уроках биологии, я разработала авторскую программу по курсу «Биология. Раздел «Человек» для 8 класса на основе предложенных методических рекомендаций (автор Н.И. Сонин).

Программа прошла апробацию в течение 2-х лет. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности.

1.     На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека.

2.     На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике.

3.     На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие, наследственные и приобретенные качества личности. В заключении изучения каждой системы органов предусматривается урок гигиены соответствующих систем органов, расширяющий и углубляющий знания о факторах, влияющих на здоровье человека, изучение зависимости здоровья от состояния окружающей среды.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой и дополненные элементами лабораторных работ, отражающими воздействие вредных привычек на работу органов. Например, лабораторная работа «Действие этилового спирта на скорость расщепления белка под действием желудочного сока». На уроке учащиеся наблюдают зависимость скорости реакции белок + желудочный сок (раствор ацидинпепсина) от  присутствия этилового спирта. Делают выводы. Некоторые лабораторные работы рекомендуется провести дома и выводы оформить в тетради.

Концепция  «Модернизации  российского  образования  на  период  до  2010  года», ориентирует  педагогов  на  использование  новых, передовых  технологий.

В  своей  педагогической  практике  я  использую  следующие  образовательные  технологии:

·         проблемное  обучение;

·         интегрированное  обучение;

·         проектное  обучение;

·         игровые  технологии;

·         театрализация;

·         обучение  в  сотрудничестве;

·         информационно-коммуникативные  технологии;

·         дифференцированное  обучение;

·         здоровьесберегающие  технологии.

Моя  педагогическая  деятельность  направлена  на  гармоническое  развитие  эмоциональной  и  интеллектуальной  сфер.

Переход  на  деятельностный  способ  обучения, при  котором  каждый  ребенок  становится  активным  субъектом  учебной  деятельности, привел  меня  к  убеждению  о  необходимости  моделирования  уроков  в  разных  технологиях.

Важное  место  в  моей  практике  занимают  проблемно-поисковые  технологии  обучения. Эти  технологии  основаны  на  продуктивной  деятельности  учащихся  в  ходе  решения  проблем. Так, например, активную  мыслительную  деятельность  учащихся  вызывают  вопросы, требующие  установления  сходства  и  различия. Причем, чем  меньше  они  выражены, тем  интереснее  для  ребят  их  находить. При  рассмотрении  темы  «Кровь», рассказывая  о  ее  строении, прошу  найти  общее  между  строением  трубчатой  кости  и  клетками  крови, выполняющими  транспортную  функцию  в  организме  человека. А  на  уроках  по  изучению  органов  чувств  прошу  учащихся  определить  общие  черты  в  строении  глаза, уха, языка. При  этом  обращаю  внимание  на  полное  внешнее  различие  этих  органов. Одна  из  форм  умственного  поиска – установление  причинно-следственных  связей. Практически  во  всех  темах  использую  задания  типа  следующих:

1.Спасая  жизнь  человека, врачи  делают  переливание  крови, но  больному  становится  хуже. О  чем  свидетельствует  этот  факт  и  каковы  его  последствия?

2.Многие  подростки  не  вынимают  изо  рта  жевательную  резинку  на  протяжении  всего  дня. Какой  опасности  и  почему  они  себя  подвергают?

3.Почему  после  переохлаждения  ног  чаще  всего  развивается  простуда, а  охлаждение  рук  к  простуде  не  ведет.

Большой  интерес  вызывают  вопросы, стимулирующие  поисковую  деятельность, например, на  нахождение  чьих-либо  ошибок. Это  полезно  не  только  для  активизации  умственной  работы, но и  для  воспитания  внимательности  во  время  урока.

Использование  элементов  проблемного  обучения  позволяет  создать  на  уроке  условия  для  творческой  мыслительной  работы  учащихся. Автоматически  отпадает  необходимость  необдуманного, неосмысленного  запоминания  большого  объема  учебного  материала. Уменьшается  время  на  подготовку  домашнего  задания, а  самое  главное – сохраняется  интерес  к  изучению  предмета.

Широко  использую  в  своей  практике  такую  форму  как  "Ковер идей".

Перед  учащимися  ставится  проблема. Тема  урока  тоже  может  быть  проблемой, например, «Техногенное  загрязнение  почвы». Учащиеся  образуют  группы  по  4  человека. Каждая  группа  обсуждает  эту  проблему  по  четырем  этапам:

I.        этап  «Почему  такая  проблема  существует?» - понимание  проблемы.

II.     этап  «Что  нужно  сделать, чтобы  изменить  ситуацию?» - поиск  решения.

III.  этап  «Что  я  могу  сделать, чтобы  изменить  ситуацию?» - индивидуализация.

IV. этап   «Что  я  сделаю  обязательно  или  попробую  сделать?» - присвоение  проблемы.

В  заключении  каждая  группа  предлагает  свой  вариант  решения  этой  проблемы.

Эта  форма  работы  представляет  собой  элемент  технологии  коллективного  взаимообучения.

Современный  человек  окружен  таким  количеством  информации, которое  он  не  в  состоянии  переработать  и  использовать  для  развития  общества  без  помощи  новых  информационных  технологий. С  каждым  годом  все  настойчивее  в  нашу  жизнь  врывается  компьютер, а  вместе  с  ним  и  информационные  технологии. Информационные  технологии  дают  уникальную  возможность  развиваться  не  только  ученику, но  и  учителю. Развитие  и  расширение  информационного  пространства  детей  и  подростков  побуждает  учителя  заниматься  вместе  с  учениками, осваивая  новые  информационные  технологии. Владение  компьютерными  технологиями  приобрело  важное  значение. Я  прошла  курсы  в  Южно-Российском  региональном  центре  информатизации  ЮФУ.

         Современные  средства  обучения  позволяют  выйти  на  новый  уровень  информационной  и  методической  подготовки. С появлением интерактивного оборудования в нашей школе у каждого учителя появилась прекрасная возможность оживить, разнообразить свои уроки. Оказалось, что работать с интерактивной доской просто и увлекательно на уроках я применяю электронные учебники, наглядные пособия, презентации учебного материала по различным темам. Разнообразие форм предъявления делают ее привлекательной   и доступной       для усвоения учащимися, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения позволяет значительно повысить информативность и эффективность. На уроках я широко использую цифровой микроскоп, позволяющий не только наблюдать за объектами, но и выводить изображение на экран, чтобы рассмотреть более детально.   

Система  контроля  и  оценивания  учебной  работы  школьника  не  может  ограничиваться  утилитарной  целью – проверкой  усвоения  знаний, выработки  умений  и  навыков  по  конкретному  учебному  предмету. Она  ставит  более  важную  социальную  задачу: развить  у  школьников  умение  проверять  и  контролировать  себя, критически  оценивать  свою  деятельность, определять  ошибки и  находить  пути  их  исправления. Чтобы  сформировать  эти  умения, необходимо  внести  изменения  в  классическую  контрольно-оценочную  деятельность.

В  своей  работе  я  использую  следующие  инновационные  формы  контроля  знаний:

·   обучающий  контроль – включает  в  себя  интеллектуальные  разминки, биологический  диктант, дифференцированные  задания;

·   тестирование  с  использованием  печатных  материалов, независимого  тестирования;

·   рейтинговый  контроль;

·   проектная  деятельность.

Не  один  год  существует  в  школах  проблема  объективной  и  реальной  оценки  выполненной  учащимися  работы. Каждый  учитель  решает  ее  по-своему. Сейчас  растет  актуальность  тестирования  в  связи  с  новыми  формами  итоговой  аттестации. Я  использую  тесты  трех  видов:

·   входной  тест;

·   промежуточный  тест;

·   тесты  третьего  вида.

Компьютерное  тестирование  эффективно  используется  в  старших  классах  для  организации  самоконтроля. Использую универсальную программу для проверки знаний «Конструктор тестов».

Когда  я  работала  над  обобщением  педагогического  опыта  по  проблеме  «Формирование  экологической  культуры  на  уроках  биологии  и  во  внеурочной  деятельности», широко  использовала  информационные технологии. Во-первых, сначала  я  изучила рекомендации  для  учителя  по  сбору  первичной  информации. При  этом  использовала  ресурсы  Интернета, где  познакомилась  с  моделью  описания  опыта, с его  информационно-педагогическими  модулями.

Когда  описание  уже  было  выполнено, я  приступила  к  подготовке  презентации  в  программе  Power Point. Обобщение  опыта  было  представлено  на  заседаниях  ШМО  и  РМО.

В  презентацию  вошли  основные  тезисы, фотографии  фрагментов  уроков, внеурочных  мероприятий, достижений.

Я  неоднократно  выступала  с  творческим  отчетом  и  делилась  опытом  своей  работы  на  районном  методическом  объединении  учителей  биологии  и  химии.

Опыт  моей  работы  по  проблеме:  «Формирование  экологической  культуры  школьников  на  уроках  биологии, во  внеклассной  и  внешкольной  работе»    обобщен  на  муниципальном  уровне в январе 2009 года. На  протяжении  ряда  лет  я  стараюсь  активно  участвовать  в  работе  районного  методического  объединения.

В сентябре 2009 года на базе нашей школы состоялась областная научно-практическая конференция по проблеме  «Оптимальные методы и приемы развитии экологической компетенции учащихся». Я представила свой опыт работы по проблеме «Внеклассная работа в школе как формирующий фактор развития экологической компетенции учащихся»  

В марте 2010 я приняла участие в заседании  регионального круглого стола на тему «Экология и Жизнь» где обсуждались вопросы экологии региона.

В 2000 году я участвовала стала призером профессионального конкурса учитель года.

Курсы  повышения  квалификации  в  Ростовском  областном  ИПК  и  ПРО  я  прохожу  своевременно.

В  1997  году – курсы  по  специальности  «Учитель  экологии» (№3903   с 8.01.1997 по 5.07.1997).

В  2000  году – курсы  по  проблеме:  «Обеспечение  образовательного  процесса  в  образовательной  области  «Естествознание» (с 6.03.2000 по  17.06.2000).

В  2006  году – курсы  по  проблеме  «Обеспечение  нового  качества  образования  в  условиях  эксперимента  по  предпрофильной  подготовке  и  профильному  обучению» (№ 1271 с 3.04.2006 по 8.06.2006).

В  2007  году – краткосрочное  повышение  квалификации  в  Южно-Российском  региональном  центре  информатизации  Южного  федерального  университета  по  программе:  «Информационные  технологии  в  деятельности  учителя-предметника»

В  нашей  школе  со  строгой  периодичностью  проходят  педагогические  советы  и  теоретические  семинары, где  выступают  приглашенные  специалисты  ВУЗов, социальный  педагог, психолог, представители  администрации  по  вопросам  эффективности  образования  и  воспитания  в  условиях  инновационного  развития. На  практических  занятиях  в  ШМО  и  РМО  организуем  работу  в  творческих  группах, проводили  занятия  в  форме  тренингов, посещаем  открытые  уроки  и  внеклассные  мероприятия.

Различные  формы  повышения  квалификации  оказывают  неоценимую  помощь  в  педагогической  деятельности.

 

Контакты:

Адрес: 346970

Ростовская область,

п. Матвеев Курган,

пер. Спортивный, 39/41

 

Телефон:

(86341) 3-17-55

(86341) 3-17-44

 

Факс:

(86341) 3-17-55

 

E-mail:

mkschool3@mail.ru

 

http://www.mkschool3.narod.ru